Исследовательский проект по литературе. Часть четвертая. Этапы создания сценария. Первый этап

Этапы создания сценария.
Первый этап. Поиски «эмоционального камертона». 
Итак, чтобы замысел сце­нария воплотился в реальность, нужно вдуматься в исходные данные, найти несколько отправных точек.
Первая из них - тема. Ее, в самом общем виде, определяет праздничный календарь. Это годовой цикл народных и государ­ственных праздников, а также различные годовщины, связанные с историческими событиями страны, региона, города, предпри­ятия.
Вторая отправная точка раз­мышлений сценариста - вид театрализованного представле­ния. Автору драматургической основы праздника изначально известно (опять же, в самых общих чертах), будет ли это театрализованный концерт, эстрадное обозрение или тематический ве­чер, ибо форма торжества определяется праздничными тради­циями или пожеланиями заказчика.
И, наконец, место проведения (сцена дворца культуры или городская площадь, банкетный зал или лесная поляна) и будущие зрители - последние, но немаловажные отправные точки сценария.
Тема и жанровая разновидность, место проведения и адресат -не так уж и мало, чтобы фантазия сценариста включалась в рабо­ту.
Первоначально автор пытается конкретизировать тему, най­ти основной прием для организации материала, определить коли­чество эпизодов и главные выразительные средства.
Он переби­рает в уме художественные коллективы и сцениче­ские номера, которые могли бы войти в драматургическую ткань сценария, вспоминает имена интересных людей, выступления, которые могут создать эмоциональный фон будущего праздника, перечитывает литературные произведения, на которые его выве­ли первые ассоциации.
И, наконец, в сознании возникает, пользуясь выражением Ольги Форш, некий «отчеканенный объем». Одни его детали видятся достаточно отчетливо, другие - смутно и расплывчато. Но самое главное на этом этапе придумывается нечто такое, что очень нравится самому сценаристу. Эта задумка может касаться как первостепенных элементов замысла (тема, идея, жанр, конфликт, сценарный ход), так и второстепенных (название сценария, имена персонажей, художественные номера).

Далее она будет играть роль эмоционального камертона. На эту идею будут равняться все остальные компоненты замыс­ла. А, кроме того, она призвана стимулировать фантазию автора, поддерживать в нем «энергию заблуждения» (Л.Толстой), жела­ние написать такой сценарий, какого еще никто до него не напи­сал.

Комментарии

Популярные сообщения