Исследовательский проект по литературе. Часть четвертая. Этапы создания сценария. Первый этап
Этапы создания сценария.
Первый этап. Поиски
«эмоционального камертона».
Итак, чтобы замысел сценария воплотился в
реальность, нужно вдуматься в исходные данные, найти несколько отправных точек.
Первая из них - тема. Ее, в самом общем виде, определяет праздничный
календарь. Это годовой цикл народных и государственных праздников, а также
различные годовщины, связанные с историческими событиями страны, региона,
города, предприятия.
Вторая отправная точка размышлений сценариста
- вид
театрализованного представления. Автору
драматургической основы праздника изначально известно (опять же, в самых общих
чертах), будет ли это театрализованный концерт, эстрадное обозрение или
тематический вечер, ибо форма торжества определяется праздничными традициями
или пожеланиями заказчика.
И, наконец, место проведения (сцена дворца культуры или городская площадь, банкетный
зал или лесная поляна) и будущие зрители - последние, но немаловажные отправные
точки сценария.
Тема и жанровая разновидность, место проведения и
адресат -не так уж и мало, чтобы фантазия сценариста включалась в работу.
Первоначально автор пытается конкретизировать
тему, найти основной прием для организации материала, определить количество
эпизодов и главные выразительные средства.
Он перебирает в уме художественные коллективы и
сценические номера, которые могли бы войти в драматургическую ткань сценария,
вспоминает имена интересных людей, выступления, которые могут создать
эмоциональный фон будущего праздника, перечитывает литературные произведения,
на которые его вывели первые ассоциации.
И, наконец, в сознании возникает, пользуясь
выражением Ольги Форш, некий «отчеканенный
объем». Одни его детали видятся достаточно отчетливо, другие -
смутно и расплывчато. Но самое главное на этом этапе придумывается нечто такое,
что очень нравится самому сценаристу. Эта задумка может касаться как первостепенных
элементов замысла (тема, идея, жанр, конфликт, сценарный ход), так и
второстепенных (название сценария, имена персонажей, художественные номера).
Далее она будет играть роль эмоционального камертона. На эту
идею будут равняться все остальные компоненты замысла. А, кроме того, она
призвана стимулировать фантазию автора, поддерживать в нем «энергию
заблуждения» (Л.Толстой), желание написать такой сценарий, какого еще никто до
него не написал.
Комментарии
Отправить комментарий