Исследовательский проект по литературе. Часть третья. Теоретическая часть

Теоретическая часть

Что такое сценарий?

Сценарий–это литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей с ремарками. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария (сценаристом).
Сценарист — это человек, который пишет сценарий к фильму. Иногда в написании одного и того же сценария принимает участие несколько сценаристов, прежде чем режиссёр выберет лучший вариант. Необязательно автор книги пишет сценарий при её экранизации. Эта работа обычно отдаётся сценаристу, а автор произведения, при возможности является соавтором сценария или консультантом.
Сценарий – это предметно-изобразительная основа театрализованного представления, в ко­торой с прямой речью персонажей свободно взаимодействует описательно-повествовательная речь. Прямая речь имеет форму монолога или диалога.
Монолог (от греч. mono - один,  logos - речь) - речь дейст­вующего лица, выключенная из разговорного общения персона­жей. В праздничной драматургии - речь конферансье или веду­щего, обращенная к артистам или участникам торжества.
Диалог (от греч. dia- два,  logos - речь;  разговор, беседа) - форма устной речи, разговор двух или нескольких персонажей в театрализован­ном представлении, а также ведущего с участниками празднично­го действия.
Существует также три дополнительных элемента сценария:
1)    описательная часть (ремарка или сценарная проза);
2)    закадровый голос;
3)    титры;
Описательно-повествовательная речь в сценарии выступает в форме ремарки.
Ремарка - указа­ние автора в тексте сценария на поступки героев, их жесты, ми­мику, обстановку действия. Описание предполагаемого поведе­ния участников праздника, условий игр, конкурсов и т.д. Крат­кая ремарка, находящаяся внутри прямой речи, заключается в скобки, более подробная выделяется графически.
Первая и, может, главная особенность сценария театрализо­ванного представления - документальная основа. Сердцевина праздника - реальное событие: юбилей города или учреждения, окончание школы, поступление в институт, творческий отчет художественного коллектива и т.д. Местный факт постоянно присутствует и в традиционных гуляниях, связанных с народным календарем. Кроме того, документ в различных ипостасях явля­ется структурным элементом праздничной драматургии. Аудио- и видеозаписи, кинофрагменты, выступления реальных героев, различные церемониальные действия - строительный материал сценариста.
Первой необходимой стадией на пути реализации замысла художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного жанра — кинодраматургии.
Литературный сценарий может быть как оригинальным, так представляющим собой экранизацию уже существующего литературного произведения. В настоящее время сценарии имеют самостоятельную ценность, публикуются в журналах, специальных сборниках,предназначенных для чтения. Но в первую очередь, создавая своё произведение, кинодраматург предполагает его воплощение на экране. Чтобы удержать внимание зрителя, в сценарии должны быть соблюдены некоторые общие правила, учитывающие зрительскую психологию.
Виды сценария в кино:
1)    Драматургическое произведение;
2)    Режиссёрский сценарий;
3)    Литературный сценарий;
4)    Телевизионный сценарий;
Другая особенность сценария - его синтетический, собира­тельный характер. Здесь встречаются вес виды искусств (музыка, литература, театр, кино, живопись, архитектура) и различного рода документалистика. Варьирование сочетаний того и другого породило видовое разнообразие театрализованных представле­ний.
Концерт - публичное ис­полнение произведений малых форм самых разных искусств.
Театрализованный концерт - это концерт, имеющий еди­ный художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжет­ный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, теат­ральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Сценарий концерта представляет собой перечень художест­венных номеров,сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств (свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены), создающих единый образ представления, причем номера, как правило, объединены в художественно-смысловые блоки.
Художественно-смысловой блок - это поставленные в оп­ределенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформле­ние отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим.
Театрализованный тематический вечер - это документально - художественное представление, посвященное реальным героям и реальным событиям, построенное при помощи монтажа. Сценарий театрализованного тематического вечера состоит из выступлений реальных героев, текстов ведущего, концертных номеров, элементов театрализации («зримое стихотворение», «зримая песня», «зримый документ», слайд фильмы и кинофраг­менты) и описания церемониальных действий.
Конкурсно-игровая программа - это театрализованное пред­ставление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конкурсно-игровой программы включает в себя описание игр и конкурсов и правил их проведения в изложе­нии ведущего. Подробные ремарки дают представление о пред­полагаемом поведении игроков и болельщиков.
Театрализованное представление-спектакль - представ­ление, аналогичное театральному зрелищу. Оно имеет единый сюжет, вымышленных персонажей и диалогическую форму. Од­нако нередко эти признаки разрушаются. Например, представле­ние может быть полисюжетным.Каждый эпизод в этом случае относительно самостоятелен, и в нем действует свой круг героев.
Сценарий театрализованного представления-спектакля создается драматургическим путем и наиболее близок по своей сути пьесе.
Самостоятельно в чистом виде все эти разновидности клуб­ных театрализованных представлений почти не существуют. Происходит постоянное их взаимопроникновение и взаимообо­гащение.
Отметим, что какой бы сценарий ни предстояло написать, работа над ним начинается с формирования замысла.

Замысел сценария - это внутреннее представление о буду­щей драматургической разработке праздничного действия. Про­цесс его формирования условно можно разделить на три этапа.

Комментарии

Популярные сообщения